Главная » Статьи » Разное |
НА ПУТИ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: БИОЛОГИЯ - НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО... Там, где природа кончает производить свои виды, Человек - это природа, ориентированная вовнутрь, Уходящее столетие чрезвычайно многолико и противоречиво. Однако именно в ХХ веке человечество научилось использовать энергию атома, направлено изменять наследственность и вышло в космос. Вероятно, эти три величайшие достижения человечества останутся в памяти людей даже тогда, когда они смогут летать к звездам и победят старость и смерть. В формировании облика уходящего столетия большую роль сыграли достижения биологических наук. В конце второго тысячелетия человечество столкнулось с парадоксальной ситуацией: современная цивилизация улучшает материальные условия жизни и в тоже время становится источником надвигающегося экологического кризиса. В свое время еще Ф. Энгельс обращал внимание на это противоречие: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». На современном этапе развития планета переживает период драматического роста и коренных изменений. Шесть миллиардов людей должны будут потесниться, дав к 2135 году еще такому же количеству возможность сосуществовать рядом. Именно к 2135 году, по прогнозам ученых, население Земли должно достигнуть 14 млрд. человек. Взаимодействия общества и природы опосредуются двумя противоположно направленными воздействиями: с одной стороны - разумом и технической мощью человека; с другой - приспособительными, адаптирующими механизмами природной среды, активность которой возрастает с усилением антропогенного воздействия. В таком изменившемся мире, и биологическая наука не может остаться на прежних позициях, она изменяется, меняя наше сознание, наше отношение к себе и окружающему нас миру. Биология – важнейший предмет современной школы в системе естественнонаучного образования, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Результатом обучения биологии в современной школе должна стать подготовка биологически и экологически грамотной, свободной личности, независимо от будущей профессии, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, строящей свои отношения с природой на основе уважения к жизни, окружающей среде, человеку. Личности, владеющей навыками культуры взаимодействия с живыми системами, способной ответственно относится к природе и самому человеку. Преподавание биологии в общеобразовательной школе до сих пор было нацелено в первую очередь на овладение учащимися определенной системы знаний о живой природе без акцентирования этих знаний на культурологические аспекты, и лишь, в качестве дополнительной целевой установки, определялось овладение прикладными и учебно-практическими умениями и навыками, необходимыми для будущей жизни, трудовой деятельности и продолжения образования. Однако бурное развитие всех отраслей биологической науки во второй половине XX-начале XXI столетий, приведшее к накоплению колоссального объема научных знаний, до крайности обострило постановку вопросов пересмотра системы построения школьных биологических курсов и отбора содержания изучаемого материала. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день старые принципы определения целей и содержания школьного образования не могут быть приняты и должны быть пересмотрены. Эти обстоятельства диктуют необходимость перестройки системы и содержания школьной образовательной области «Биология» на основе принципиально новых целевых установок, сформулированных в контексте стоящей перед общеобразовательной школой задачей перехода от унитарной знаниецентрической к культуросообразной школе. | |
Категория: Разное | Добавил: biology-ua (18.03.2009) | |
Просмотров: 5401 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.1/10 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||